Доставлять

Сакральные

Знания – это особое право.

Помните об этом, и они останутся Сакральными.

Открывайте двери,

давайте возможность,

оставайтесь скромными

и наслаждайтесь! –

во имя Бога.

– Шив Чаран Сингх

отправить письмо
на главную страницу

Йога Экс–Пресс:

Доставляя

Сакральные

Знания

Николай Рерих
27.09.1874 — 15.12.1947

Главная

Интернет-магазин YXP

Статьи, обзоры,..
главы из книг Yoga X-Press

Издательство Yoga X-Press

Вакансии

Семинары и путешествия

Рэйки

Коучинг

 


Николай Рерих - страницы жизни

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века.

Отец Николая Константиновича, владелец нота-риальной конторы, был очень образованным человеком, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства Николай увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, появляется интерес к древней Руси, к русской истории. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становит-ся одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако за-гадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на рас-копках как член Русского археологического общества.

Познакомившись в 1895 году с В. В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, Рерих начинает серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.

Большую роль в формировании таланта юного ху-дожника сыграл А.Куинджи, в мастерской которого Рерих начинает серьезно работать над пейзажами с натуры, создает первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольне-ния любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси. Славяне".

Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие стари-ны, умение передать особый аромат древней эпохи.

В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.

В 1918 году Рерих совершает поездку по Финлян-дии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительную деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз ху-дожников, Международный художественный центр "Венец мира", цель которого – культурное сотруд-ничество народов разных стран. В 1923 году по ини-циативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха. В том же году худож-ник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем – на Восток, решив осуществить давнюю мечту – путе-шествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побы-вали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советском правительству несколько своих работ. Летом 1926 года художник – на Алтае, затем через Сибирь едет в Монгольскую Народную Республику и путешествует по пустыне Гоби, Цайдаму, Тибету, через Гималаи – к начальному пункту маршрута – городу Дарджилингу. Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вы-нужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные результаты: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) совместно с женой Еленой Рерих организует Гималайский институт научных исследований. Институт получает имя «Урусвати», в честь Е.И.Рерих, а директором института становится их старший сын, Юрий Рерих. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.

Институт был задуман и основан, как научно-иссле-довательский центр в Гималаях для работы в раз-личных областях науки: археологии, лингвистике, медицине, биологии, этнографии, астрономии, метео-рологии, ботанике и др.
К деятельности института были привлечены извест-ные ученые и деятели культуры – А.Эйнштейн, Л. де Бройль, Р.Милликен, Н.Вавилов, С.Гедин, Р.Тагор, С.Радхакришнан, Дж.Боше и др. Печатные работы института представлены в журналах «Урусвати», первом томе библиотеки «Tibetica».
Научные изыскания, проведенные в Институте «Урусвати», были представлены на VIII Междуна-родном конгрессе ориенталистов в Лейдене, Между-народном антропологическом конгрессе в Сорбонне и других научных конференциях. В середине 30-х годов издания и деятельность Института "Урусвати" прекратились из-за кризиса и начала Второй Мировой Войны.

Идеи Е.И.Рерих и Н.К.Рериха находят свое воплоще-ние в деятельности многочисленных Обществ
им. Н.К.Рериха во всем мире, в работе музеев, институтов, научно-исследовательских центров.

В июле 1947 года Николаю Рериху была сделана операция, и врачи прописали больному постельный режим. Но художник как раз готовился к возвраще-нию на родину, в Россию, и не хотел ни на миг пре-кращать работу по подготовке к отправке более 400 своих картин, продолжал работать за мольбертом. За этими хлопотами забылись предупреждения врачей о недопустимости переутомления. Вскоре он умер, а через два дня перед домом запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона был водружен большой камень. На лицевой стороне высечена надпись: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ". ("Ом Рам" обычно пере-водится как "Да будет мир".)
Каменотес, выбивший надпись, добавил от себя на обратной стороне монумента: "Этот осколок горного утеса был занесен сюда издалека".

Его верными соратниками всегда оставались жена, Елена Рерих, и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).


Наследие Н.Рериха

Общее число живописных полотен Николая Рериха колеблется (по оценкам искусствоведов) от пяти до семи тысяч.

Литературное наследие Н.К.Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи - "духовные воззвания".

В обширном литературном наследии Николая Кон-стантиновича есть и поэтический сборник "Цветы Мории", вобравший стихи 1900-1910-х годов. Горький назвал их "письменами". Подобные "учительной" поэзии древности эти стихи, как и многие страницы сказочно-мифологической прозы Рериха, выразили нравственные и религиозные идеи, проповеди которых, он посвятил свою жизнь. Близкий в своем мировидении и эстетике Достоевскому, Л. Толстому, Вл. Соловьеву, Вяч. Иванову, Рерих верил во внереволюционное преображение бытия через самосовершенствование каждой личности на путях "положительных начал" Добра, Красоты, Любви, Братства ("Берегитесь утверждать 'Я' и 'Нет', – учил художник).


Обширная просветительская деятельность Н.К.Рериха по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры привела к тому, что на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 году в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Рерих всегда оставался патриотом своей Родины, внес неоценимый вклад в сближение советского и индийского народов.


 

© design - Yoga X-Press, June 2006         © ООО "Йога Экс-Пресс" / Yoga X-Press           webmaster - Dharam Atma Singh