Доставлять

Сакральные

Знания – это особое право.

Помните об этом, и они останутся Сакральными.

Открывайте двери,

давайте возможность,

оставайтесь скромными

и наслаждайтесь! –

во имя Бога.

– Шив Чаран Сингх

отправить письмо
на главную страницу

Йога Экс–Пресс:

Доставляя

Сакральные

Знания

 

Бахтияров
Олег Георгиевич

Родился в 22 января 1948 г. в г. Ленинграде.

Психолог. Специализация – психология экстремальных состояний, управление состо-янием и поведением операто-ра в экстремальных, необыч-ных, неопределенных ситуа-циях.

Ген. директор Университета эффективного развития.

Автор книг:
1. "Постинформационные технологии: введение в психонетику".
2. "Деконцентрация".

Главная

Интернет-магазин YXP

Статьи, обзоры,..
главы из книг Yoga X-Press

Издательство Yoga X-Press

Вакансии

Семинары и путешествия

Рэйки

Коучинг

 


О.Г. Бахтияров о психонетике

Психонетика (термин введен Татеиси Кадзумо в 1970 году) – совокупность психотехнологий, постро-енных на единой методологической основе и нап-равленных на решение конструктивно поставленных задач с использованием особых, присущих только психике, свойств.

Психонетика настаивает на необходимости целе-направленного использования в современных техно-логических разработках не только рафинированных форм мышления, но и иных психических функций. Благодаря этому появляется возможность решения ряда проблем, которые ранее признавались принци-пиально неразрешимыми.

Технологические принципы психонетики таковы: процедура волевой развертки смыслов в любых пси-хических модальных и знаковых средах; формиро-вание языков, соответствующих поставленной зада-че или намерению совершить те или иные действия на основе этой процедуры; выявление форм органи-зации сознания, соответствующих разрабатываемым технологическим процедурам.

    Психонетические технологии включают в себя ба-зовые психотехники:
  • деконцентрация внимания (опыт разруше-ния любых сложившихся форм организации сознания, наблюдение за вниманием – обос-трение рефлексии, фоновые переживания – подготовка к выявлению слабых и скрытых параметров внешней и внутренней среды, "растворение" форм организации сознания в фоне – переход к медитативным состояниям, работа с фоновыми восприятиями как с "ма-терией", в которой развертываются смыслы);
  • свертка чувственных форм до переживания чистых смыслов (эйдосов) и развертка этих смыслов в различных средах (провокация переживаний чистых смыслов, выделение волевого намерения, развертка волевых им-пульсов в чувственно проявленные формы, целенаправленное использование синесте-тических механизмов, формирование задан-ных состояний);
  • управление эйдетическими образами, обес-печивающее непрерывный характер проце-дур свертки и развертки смыслов;
  • развитие эмпатии (формирование "общих" областей сознания в группе, идентификация смысловых полей членов группы и идентич-ные результаты развертки волевых импуль-сов).

Психонетика:
деконцентративные психотехники

Техника деконцентрации внимания была разрабо-тана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопре-деленных и экстремальных условиях. К этому време-ни для подготовки и реабилитации операторского контингента в основном использовались различные формы аутогенной тренировки, элементы суггестив-ных воздействий и многочисленные психотехни-ческие приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе деятельности и потому потребовались новые методи-ческие подходы.

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со време-нем стало очевидным, что эта техника является ро-доначальником целой линии психотехнологий.

Базовым приемом деконцентрации является целе-направленное равномерное распределение внимания по всему полю восприятия, как зрительного, так и слухового или контактного.

Деконцентрация, помимо своего начального пред-назначения, используется при построении визуаль-ных психонетических языков, для формировании на-выков интуитивно-целостного восприятия окружаю-щей среды, для выявления слабых и скрытых стимулов различной природы и для облегченного перехода к медитативным состояниям.

Такие психотехники позволяют разрушать сложив-шиеся стереотипы поведения, мышления и принятия решений, управлять своим психофизиологическим состоянием в широком диапазоне, прерывать неже-лательные функциональные состояния, формировать навыки выявления слабых и скрытых сигналов.

Психонетика:
визуальные психонетические языки

Существуют два способа кодирования и передачи информации:

  • естественный и формализованные языки: установление соответствий между содержа-ниями сообщения и условными (введенными по соглашению) знаками, введение правил оперирования со знаками, построение на этой основе текстов – линейных цепочек, составленных из дискретных и тождествен-ных себе знаков, обучение группы людей правилам построения текстов, передача содержания при помощи текстов;
  • свертывание содержания в компактные образные формы, понятные оператору, осуществившему этот процесс, но, как правило, не подлежащие дешифровке со стороны других лиц в силу отсутствия правил построения таких компактных образов и составленных из них "текстов".

В первом случае мы имеем дело с разнообразными языками, позволяющими описывать самые разные объекты и операции, которые с ними необходимо произвести. Однако линейно-дискретное строение языка превращает его в своего рода фильтр, отсеи-вающий содержания, не соответствующие его струк-туре. Так, в линейно-дискретном языке невозможно адекватно описать целостные объекты, описать объекты со скрытыми признаками (т.е., признаками, которые не могут быть зафиксированы в качестве отдельных, вычлененных из целого, характеристик) способом, допускающим передачу информации и ее расшифровку принимающей инстанцией с выделе-нием этих признаков.

Во втором случае мы сталкиваемся со спонтанными феноменами, более распространенными в художест-венной, нежели научно-технической деятельности. Эти феномены основаны на хорошо изученных ме-ханизмах синестезии и разворачивания глубинных семантических инвариантов. Однако эти феномены не образуют связной системы кодирования информа-ции, которой можно было бы обучить ту или иную группу людей.

Вместе с тем, построение такого "языка", основой ко-торого были бы не процедуры условного обозна-чения дискретными знаками определенных содержа-ний, а процедуры сворачивания сложных восприя-тий и текстовой информации в компактные визуаль-ные образы, представляется весьма перспективным.

В случае построения такого "языка" (будем в даль-нейшем называть его "психонетическим") появляются возможности:

  • сворачивать в компактные формы, переда-вать и расшифровывать большие объемы информации, существенно превышающие психофизиологические возможности человека;
  • передавать сложные навыки (владение языками, управление сложными техничес-кими объектами и т.д.) без специального сложного обучения и в сроки, соизмеримые со сроками прочтения текста инструкции (механизм овладения навыком при этом совпадает с механизмом декодирования сообщения, где его содержанием становится сам навык как таковой);
  • различать объекты внешне идентичные, но все же отличающиеся скрытыми признаками;
  • выявлять в целостных объектах ключевые точки управления их поведением.

Основой психонетических языков является исполь-зование визуальных образов, их фиксация и соотне-сение их с теми или иными смыслами и реальными объектами.



Психонетика:
объемное сознание

Под объемным сознанием понимается особое состо-яние сознания, позволяющее переживать несов-местимые организованности сознания как одновре-менно сосуществующие: расширение актуального настоящего на длительные промежутки времени, рациональные и интуитивные оценки, низкодиф-ференцированные начальные стадии развития и более поздние, высокодифференцированные и т.д.

Формирование объемного сознания предполагает использование специальных психотехник, вносящих дополнительные измерения в обычное сознание.


Статья написана на основе монографий:

О.Г. Бахтияров. Постинформационные технологии: введение в психонетику. Киев, 1997.

О.Г. Бахтияров. Деконцентрация. Киев, 2002.

© design - Yoga X-Press, June 2006         © ООО "Йога Экс-Пресс" / Yoga X-Press           webmaster - Dharam Atma Singh