Доставлять

Сакральные

Знания – это особое право.

Помните об этом, и они останутся Сакральными.

Открывайте двери,

давайте возможность,

оставайтесь скромными

и наслаждайтесь! –

во имя Бога.

– Шив Чаран Сингх

отправить письмо
на главную страницу

Йога Экс–Пресс:

Доставляя

Сакральные

Знания

Евгений Алексеевич Торчинов.
(22.08.1956 — 12.07.2003)
Профессор, доктор философ-ских наук, востоковед, исто-рик религии, буддолог. Кандидат исторических наук. Тема диссертации: «Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» как историко-этнографический источник». Доктор философ-ских наук. Тема диссертации: «Даосизм. Опыт историко-ре-лигиеведческого описания». Последние годы жизни рабо-тал на философском факуль-тете СПбГУ, возглавлял каф. философии и культурологии Востока.

За время работы опубликовал более 80-ти научных трудов.

    Важнейшие из них:
  1. Даосизм. Опыт истори-ко-религиоведческого описания.
  2. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины
    (У чжэнь пянь).
  3. Пятый Чаньский Патри-арх Хун-жэнь. Трактат об основах совершенс-твования сознания (Сю синь яо лунь).
  4. Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Маха-яна шраддхотпада шастра).
  5. Религии мира. Опыт за-предельного (транс-персональные состоя-ния и психотехника).
  6. Гэ Хун. Баопу-цзы. Эзотерическая часть.
  7. Пути философии Восто-ка и Запада: познание запредельного.

автобиографию Е.А.Торчинова
можно прочитать на http://etor.h1.ru/avto.html

Главная

Интернет-магазин YXP

Статьи, обзоры,..
главы из книг Yoga X-Press

Издательство Yoga X-Press

Вакансии

Семинары и путешествия

Рэйки

Коучинг

 


Е.А. Tорчинов о йоге

Йога (от санскритского корня yuj – связывать, сопря-гать, соединять; родственно русскому слову «иго» и английскому «yoke»)

1) общее обозначение индийских психотехнических (психопрактических) методов достижения транс-персональных (измененных) состояний сознания, оцениваемых традицией как высшие и совершенные, ведущие к освобождению от сансарического сущес-твование – переживание единства с безличным Аб-солютом, личным Богом, тождества «я» и абсолют-ного духа и т.д. Йога в этом широком смысле прису-ща всем религиям Индии, и поэтому можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т.д.

2) даршана (см. статью по брахманистской фило-софии).

Создателем йоги, как даршаны, считается мудрец (риши) Патанджали – автор Йога сутр («Афоризмов йоги»). Его иногда (видимо, необосновано) путают с одноименным знаменитым грамматистом. Судя по заимствованиям из буддийских текстов (в частности, из «Абхидхармакоши» Васубандху), Патанджали жил не ранее 5 в.н.э. В собственно философской части своего учения Патанджали почти полностью солида-ризируется с учением школы санкхья. Подобно санкхье, йога признает существование двух незави-симых субстанций – духовной (пуруша) и материаль-ной (пракрити). Пуруша отождествляет себя с пра-крити, что приводит к развертыванию космоса, фор-мированию тел субъектов – живых существ и форми-рованию сансары. Пуруша всегда независим от пра-крити, но отождествив себя с нею, приписывает себе ее качества и полагает себя ввергнутым в страдания мира рождений-смертей. Освобождение – это полное освобождение пуруши от отождествления с пракрити и его пребывание «в собственной природе», что реа-лизуется через «прекращение аффективного волне-ния психики» (читта вритти ниродха), что и дости-гается через практику йоги. Однако в отличие от санкхьи, йога признает существование личного Бога (Ишвара), который определяется как совершенный дух (пуруша), который никогда не был вовлечен в сансару. Йога рекомендует почитание Бога и молит-ву, хотя Бог не считается в ней ни Творцом, ни Промыслителем мира.

В практическом отношении система йоги представ-ляет собой описание восьми ступеней пути к осво-бождению (кайвалья).

Это:

  1. Яма – принципы нравственного совершенствования, важнейшим из которых является ахимса – ненасилие, непричинение вреда ни одному живому существу. К яме относятся также целомудрие, ненакопительство, правдивость и другие нравственные качества.
  2. Нияма – принципы религиозной практики (изучение священных текстов, поклонение Богу, повторение имен Бога и т.д.).
  3. Асана – позы, пригодные для медитации, созерцания.
  4. Пранаяма – дыхательные упражнения.
  5. Пратьяхара – отвлечение чувств от предметов чувств, достижение бесстрастия.
  6. Дхьяна – созерцание.
  7. Дхарана – сосредоточение на избранном объекте.
  8. Самадхи – вершина сосредоточения, транс, ведущий к состоянию освобождения.


В процессе своего развития сформировались различ-ные формы йоги (в первом широком смысле слова): раджа йога (тождественная йоге Патанджали), бхакти йога (практика достижения освобождения через любовь и преданность личному Богу), карма йога (освобождение через действие при отсутствии привязанности к плодам действия), джняна йога (освобождение через познание, мистический гносис), лайя йога, или кундалини йога (психофизическая практика, связанная с активацией парафизиологи-ческих центров тонкого энергетического тела – чакр и пробуждения особой латентной энергии челове-ческого тела – кундалини), хатха йога (достижение совершенства через практику асан – йогических поз и пранаямы – дыхательной практики) и др.
В 20 в. появились новые направления йоги, стремя-щиеся синтезировать различные ее традиционные направления (например, интегральная, или синте-тическая йога Ауробиндо Гхоша).
Йогическая практика является важнейшей стороной религиозной практики индуизма. В настоящее время в Индии и за ее пределами активно изучаются меди-цинские (терапевтические и психотерапевтические) аспекты йоги. Существуют многочисленные коммер-ческие центры йоги, рассчитанные на иностранцев, интересующихся этой формой практики, что часто ведет к профанизации и десакрализации йоги.

Торчинов Евгений Алексеевич.
"Популярный словарик индуизма"
.

 


 

© design - Yoga X-Press, June 2006         © ООО "Йога Экс-Пресс" / Yoga X-Press           webmaster - Dharam Atma Singh