Кто такой Свами?

Кто такой Свами?

(по словам Свами Джнанешвары)

Часто люди спрашивают “А кто такой свами?” или “Почему ты стал свами?” В Ришикеше или Харидваре, а также в других индийских городах, располагаю-щихся вдоль Ганга, как правило, не задают подобные вопросы. В этих местах множество свами, и всё, что нужно сказать, это: “Смотри, вот это свами!” Однако там, где редко встретишь свами, это понятие всегда вызывает много любопытства.

Слово “свами” означает “мастер”; оно означает борьбу за победу над своим маленьким “я” и привычками, когда вечное внутреннее “Я” может проявить своё сияние во всей полноте. Стать свами – это не просто заявить о своей преданности или принадлежности гуру или традиции. Становление свами – это, скорее, акт отречения. Свами – это монах, который оставил все ограниченные мирские желания, чтобы посвятить всего себя прямому переживанию своей высшей духовной реализации и служению другим. Отречение – это не противоположность миру как чему-то плохому. Скорее, это вопрос приоритетов, касающихся того, как человек проводит своё время, двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Традиционно, отречение считается четвёртой из четырёх ступеней жизни, хотя тот, кто чувствует внутренний зов, может принять отречение и стать свами на любой жизненной ступени.

В традиции свами существует много линий передач с разнообразными верованиями и взглядами. Однако, в широком смысле, титул свами означает не принадлежность к какой-либо конкретной группе или религии, а видение того, что всё происходит из одной, неделимой реальности, истины, или Бога, которого люди разных культур называют различными именами, включая такое как Брахма, Абсолютная Реальность. Большинство свами отождествляют себя с Индуизмом, в то время как корни многих других последователей, особенно в Гималайской традиции, уходят в большинство всемирно известных культур и религий. Как говорит Свами Джнанешвара, один из свами Гималайской традиции: “Моё отречение и становление свами стало оставлением чувства исключительной идентичности и принятием целого”.

Истинный самньяси (аскет или тот, кто принял отречение) не отождествляет себя ни с какой формой разделения. Он отбрасывает любое личностное отождествление, включающее не только физические объекты, но также и национальное, религиозное, трудовое или семейное отождествление. Если и существует какое-то внешнее проявление идентичности, то только в восприятии других людей, оно служит на благо тем, кому самньяси может служить. Даже само имя самньяси (или  саньяси), или свами, по сути, нужно для удобства других людей.

Если вы не знакомы со свами или другими монахами, и если вы искренний искатель, то для вас очень важно знать и помнить о том, что вступить на путь Самореализации может не только тот, кто принял отречение. Путь отречения и путь действий в этом мире одинаково ценны и плодотворны для тех, кто предан практикам саморазвития и медитации.

Цель свами – это “атмано мокшартхам джагат хитайя чха”, что означает “тот, кто сражается за реализацию и освобождение своего “Я” и за благо всего мира”.

 

перевод с англ.:
Жанна Волкова